Требования к материалу
Очень часто для монтажа опалубки используют строганые пиломатериалы, которые используют в дальнейшем строительстве. Поэтому следует позаботиться о том, чтобы во время разборки опалубка сохранилась в лучшем виде. Для того чтобы бетон легко отделялся от конструкции, необходимо принимать соответствующие меры, которые позволят успешно использовать ее повторно.
К тому же, при получении поверхности фундамента высокого качества заметно снизятся затраты и расход материалов на отделку.
Для этого на ту часть поверхности, что должна соприкасаться с бетоном, перед началом работы наносят смазку, которая предотвратит сцепление с бетоном.
Если смазать опалубку определенным составом, увеличится ее срок службы в 2-2,5 раза, чем без него, улучшится качество конструкций, которые бетонируют, а также повысится производительность труда. Но при этом к смазочным составам для таких конструкций имеются свои требования:
- Смазка не должна оставлять маслянистых пятен на бетоне. Исключение – бетонирование конструкций, которые впоследствии засыпают землей, покрывают гидроизоляцией или облицовкой.
- Не должна уменьшать прочность бетона.
- Должна соответствовать пожарной безопасности.
- Не должна иметь в составе летучие вещества, которые вредны для здоровья.
- Должна держаться на вертикальных и наклонных поверхностях при температуре до 30оС и не менее суток.
Способы нанесения и типы составов
Есть 2 типа смазочных составов для опалубки:
- продукты нефтепереработки;
- составы химически активного типа.
Обычно для смазывания опалубки используют суспензии (типа вода-мел, глина-масло, цемент-масло-вода) и эмульсии (вода-масло, вода-масло-керосин). Составы готовят в ремонтных мастерских или покупают готовыми. Смазка барьерного типа создает пленку между бетонной смесью и опалубкой, то есть работает, как масло. Для щитовой опалубки, которую используют при возведении железобетонных подземных конструкций, лучшим вариантом будут битумно-керосиновые составы. Получают их, растворяя низкомарочные битумы в керосине. Такие составы подойдут как для пластмассовых, дощатых палуб, так и для металлических. Также для палуб из досок рекомендуются к использованию парафино-соляровые, петролатумно-керосиновые и петролатумно-соляровые смазки.
Смазки химически активного типа содержат:
- ингибиторы коррозии;
- жирные кислоты + эмульгаторы;
- высокоэффективные поверхностно-активные вещества, которые по составу напоминают мыло.
Этот слой не растворяется водой, повышает водостойкость деревянной опалубки и защищает дерево от щелочи, которую содержит бетон.
Смазку на опалубку наносят в определенном порядке:
- прежде всего необходимо очистить поверхность от остатков раствора или бетона;
- наносят материал на сухую поверхность;
- наносить ее нужно после сборки формы: это сократит расход смазочного материала и повысит производительность труда;
- при нанесении необходимо защитить ранее уложенный бетон, арматуру и основание от попадания состава на них. Их укрывают рогожей, брезентом и т. п.
- на доборы ее наносят кистями или валиком из пористой резины;
- для более экономного расхода используют распылитель. Сопло нужно располагать на расстоянии 0,8-1 м от опалубки.
То есть для нанесения смазки необходимо иметь:
- пистолет-распылитель;
- кисти;
- валики.
Расход смазки будет зависеть от способа нанесения ее на поверхность, консистенции, температуры воздуха, а также от промежутка времени между укладкой бетона и установкой опалубки. При нанесении распылителей расход будет меньший. Если наносить кистью, расход может достигнуть до 500 г/м2, так как слой получится более толстый и состав будет скапливаться в выбоинах, вмятинах и местах стыков.