Классификация повреждений
В зданиях и сооружениях из сборного железобетона, срок службы которых составляет 30 лет и более, часто можно обнаружить дефекты некоторых элементов. Их требуется правильно классифицировать в соответствии с нормативными документами, а затем устранить эти дефекты, выполнив ремонт железобетонных конструкций. В результате визуального осмотра можно определить, не превышают ли дефекты установленные нормативами показатели. Сделать это можно, руководствуясь следующими рекомендациями:
- Обратить внимание на изменение цвета поверхностного слоя бетона. Если он принял розовый оттенок, то это свидетельствует о начальной степени износа этого слоя. Красный или темно-желтый цвет нормативная документация относит к категориям изношенности, при которых дальнейшая эксплуатация конструкций невозможна.
- Если видна часть арматуры в длину не более 400 мм, то такие разрушения не влияют на несущую способность и могут быть устранены путем ремонта.
- Отслоившийся защитный слой поверхности бетона на площади не более 50 см² и на глубину до 50 мм также считается устранимым нарушением конструкции.
- К таким, что подлежат ремонту, относятся трещины до 1 мм шириной.
Мероприятия по ремонту
Ремонт железобетонных элементов заключается в восстановлении защитного поверхностного слоя бетона и заделывании трещин, раковин и сколов от механических повреждений. Незначительные повреждения заделываются цементно-песчаным раствором ручным способом с помощью мастерка. Более крупные дефекты и места отслоения сначала нужно подготовить. Для этого удаляют отпадающие куски старого бетона и все края по контуру отслоения зачеканивают таким образом, чтобы не было пологих переходов от существующей поверхности к углублению. Необходимо выполнить четкую границу под углом 90º и глубиной не менее 10 мм. Трещины также нужно разделать, чтобы вышла канавка прямоугольного сечения. Бетон укладывают мастерком и заглаживают, после чего по истечении 1 часа на него насыпают сухой цемент и снова приглаживают теркой из металла или дерева для упрочнения поверхности. Более высокотехнологичный метод – нанесение цементно-песчаного раствора под давлением с помощью бетононасоса (торкретирование), он дает наилучшие результаты для долговечности конструкций. Такой метод оправдан в том случае, если объем ремонтных работ достаточно большой.
Если имеет место скалывание больших частей бетона и обнажение армирующего каркаса, то к последнему крепят сетку из металлической проволоки диаметром 0,5 – 6 мм, которая будет служить дополнительным каркасом для восстанавливаемого слоя. Старую арматуру тщательно очищают от коррозии и покрывают жидким цементным раствором с помощью кисти. После этого можно накладывать новую бетонную смесь. Для ее наилучшей адгезии к старому бетону рекомендуется применять эпоксидный клей К-153, который равномерно наносится на существующую поверхность.
При этом свежий раствор надо положить поверх клея, до того как тот застынет и потеряет клеящие свойства.
Мелкие трещины в поверхности шириной до 0,3 мм можно заполнить эластичными материалами методом шприцевания. Это делается для того, чтобы исключить последующее расширение трещин после проникновения в них влаги, которая вызывает коррозию арматурного каркаса. После этого на всю поверхность наносят специальное полимерцементное покрытие, которое превращается в прочную защитную пленку.